Тюнинг ВАЗ-2107. Рекордная «классика»

Найти интересный тюнинг-проект — это порой как провести самое настоящее расследование. Тем более если владелец машины не любит компьютеры и Интернет. Так получилось и на этот раз. Слава, создатель «зеленых» рычагов Турботема, рассказал мне, что недавно ребята из MSG-Motorsport на своей «семерке» установили рекорд России для отечественной «классики» в заездах на 402 метра. Я упросила его поискать их контакты, и он написал мне номер мобильного телефона, который теоретически должен был оказаться номером пилота автомобиля — Семена Мелкумова.

Но ведь все не может быть так просто! Оказалось, что этот номер телефона принадлежит другу пилота Никите, который поведал, что Семен… снова на гонках. Пришлось запастись терпением и ждать. Вернувшись с соревнований, мне позвонил сам Семен и с гордостью сообщил, что теперь он установил рекорд СНГ для «классики»! Ура! Встретиться в большом мегаполисе не так-то просто, поэтому решили начать с минимального. Я запросила у ребят список доработок машины, чтобы понять, что вообще представляет из себя рекордный проект на базе ВАЗ-2107. Тут в дело подключился Дмитрий Дмитриев, которому поручили разобраться в дебрях Интернета и отправить мне спек-лист. Но не тут-то было! Всемирная сеть Диме не сдалась. Что же, пора переходить к наступлению! Подгадав погожий денек и преодолев многокилометровые дневные пробки, я, вместе со своей фотокамерой, очутилась в сервисе MSG-Motorsport. Хотя и это получилось не с первого раза! Причину, по которой переносили встречу, уже и не вспомнить. Кажется, в гаражах отключали свет. Самое главное, я на месте. Достижение разблокировано!

Команда в сборе. «Семерка» сверкает боками — к фотосессии готова. Почти. Стоит на городских колесах, ее же везли с гонок на подкате. Семен спрашивает, поставить ли гоночные? Мой ответ — обязательно, и он команду не особо воодушевил. Говорят, столько раз за сезон меняли колеса, что устал даже гаечный ключ! Короткий пит-стоп, и на задней оси уже красуются 15-ые OZ с Mickey Thompson ET Drag 26.0/8.5. Передние шины на этом автомобиле менять смысла нет, задний привод же. Выкатываем «классику» навстречу закатному осеннему солнцу. И, надо сказать, морозному. Начинаем фотосессию и интервью.

В официальных соревнованиях по дрэг-рейсингу Семен принимает участие второй год. Это Кубок «Белого колодца» в Воронеже, чемпионат ЮФО, гонки в Орле, Рязани, трехэтапное соревнование в Пензе, гонки в Краснодаре на турбодроме «Белая стрела». Как узнать об анонсах соревнований в других городах, если не читать Интернет? По сарафанному радио. Выступает в двух классах. Основной — FSB Sport (допускаются автомобили с двигателем объемом не больше 1,8 литра турбо либо с атмосферным мотором объемом до трех литров). Так что, например, Toyota Cresta и MR2 не попадают в FSB Sport. Но Семену очень хотелось с ними погоняться, а потому пришлось регистрироваться и в street-класс RWD — городские автомобили с задним приводом. В RWD, кстати, из салона разрешено убрать только задний диван, поэтому в дрэговой «семерке» есть даже сиденье для пассажира. Точнее — ковш Sparco, такой же, как и водительский.

За два сезона у Семена Мелкумова набралось 18 наградных кубков, целая связка медалей и стопка грамот! Впечатляет! И вызывает уважение! Рекорд России для «классики» 10.844 секунды Семен установил на соревнованиях в Воронеже. А на следующий уик-энд он улучшил свое время, показав 10.734 секунды! 27-го сентября в Краснодаре Семену удалось поставить рекорд СНГ для «классики», преодолев четверть мили за 10.307 секунды. Обновив, таким образом, и рекорд России. А в классе RWD пока никак не получается объехать главного конкурента, Редина Максима, на Toyota MR2.

Как вообще Семен увлекся гонками? Говорит, просто нравится быстрый разгон и, самое главное, задний привод. Отличная концепция для дрэг-пилота. ВАЗ-2107 сначала был городским, для ежедневного использования. Однажды начался тюнинг. К родному классическому мотору добавили компрессор, потом выбрали турбо. А два года назад, когда Семен окончательно решил, что нужно превратить машину в гоночный болид, он начал готовить ее под регламент официального дрэг-рейсинга. В первую очередь, чтобы соответствовать конкурентам по мощности, свапнул мотор на 16-клапанный от «двенашки», рабочим объемом 1540 кубических сантиметров, естественно, предварительно доработав железо. Добавил Garrett GT30 и сварил своеобразный впускной ресивер. Собрал новую подвеску и, разумеется, тормоза. Однако в итоге в машине пришлось переделать практически все. Начиная от заднего моста и заканчивая шкивом коленвала. Прежде чем достичь того, что сейчас представляет из себя «семерка», команда прошла через многократные замены коробки, моста, полуосей, кардана и пр. ВАЗовские детали, даже тюнинг-варианты, не выдерживали. Кроме двигателя!

Итак, по порядку. В моторе: изменены размеры клапанов, пружин клапанов, тарелочек, вплоть до сухариков, пиленная ГБЦ с увеличенными каналами. Впускной распредвал 10.6 градусов, выпускной — 10.2. Кольца и поршни от Нивы, коленвал стандартный 71 мм. Степень сжатия 7. На заводском масляном насосе, который порой подводит. В последнее время ребята приноровились к быстрой замене. Пока везло, магазины находились рядом, а по ремонту удавалось уложиться в один час и пять минут — специально засекали время. Так что на следующий год агрегат однозначно будут менять.

Воздух на впуске охлаждается кастомным интеркулером, который Семен вместе со своим другом Иваном переделал из обычного воздушного в «мокрый». В кулер засыпается лед и доливается вода. Друзья, состав команды MSG-Motorsport, берут бутылки с минеральной водой (а не из-под крана) и запихивают в холодильник. Дня за три-четыре до выезда на соревнования.

Выпускная система очень короткая и сразу из-под капота выведена вверх. Выводить выхлоп вбок, во-первых, не было места, а, во-вторых, не было желания. Принятое решение позволило увеличить минимальное давление турбины до 1,3 бара, с учетом того, что просто укоротили трубу.

Топливная рампа здесь также кастом. Регулятор Aeromotive, форсунки производительностью 680 кубов. Бензобак оставили родной, поместив в него погружной насос Aeromotive, рассчитанный на 340 л/ч.

В «семерке» установлена мокрая система закиси азота NOS, рассчитанная на прибавку 80 лошадиных сил. Она съедает очень много электроэнергии. Проблему возросшей нагрузки Семен пытался решить установкой конденсатора в помощь аккумулятору, но должного результата это не дало. Так что родной ВАЗовский генератор предстоит заменить.

Коробка переключения передач Getrag, сцепление Sachs Sport. Кардан собрали в MSG-Motorsport из нескольких. Задний мост от Volvo, с заваренным дифференциалом. По кругу установлены заводские амортизаторы, слева масляные, а справа — более жесткие газомасляные. Дело в том, что в момент старта «классика» встает на заднее правое колесо, соответственно, правая сторона машины должна быть жестче, чем левая. Что касается задней подвески, все тяги регулируемые. Спереди установлены те самые рычаги Турботема, создатель которых, Слава, передал мне контакты ребят. Правда, рычаги эти изначально сконструированы для дрифта и не годятся для заездов по прямой. Но при этом они были единственным решением для «семерки», других подходящих усиленных вариантов не было. Так что Семен купил девайсы Турботема и переварил их.

Теперь о тормозах. Спереди стоят тормозные диски от Lancia Delta Integrale и четырехпоршневые суппорты от Porsche Cayenne. Сзади — ATE-шные перфорированные диски и суппорты от «восьмерки». При этом использованы обычные вазовские шланги, никаких армированных, потому что Семен не доверяет фитингам. Установлен гидравлический ручник.

Что интересно, автомобиль не облегчен, а скорее наоборот, утяжелен. Поскольку Семен участвует в том числе в street-классе, полностью оставлена шумоизоляция и обивка салона. Как я уже говорила, убрали только заднее сиденье, так как это разрешено регламентом. Зато расширили арки, наварив железо, чтобы влезли дрэговые колеса. А к новому сезону в салоне появится и каркас безопасности.

Единственное изменение по кузову и аэродинамике — кастомный задний диффузор. Хотя многие и говорят, что он будет помогать после 120-150 км/ч, по ощущениям Семена он работает чуть ли не с 80 км/ч — проверил на собственном опыте.

Кстати, настроен мотор на ЭБУ Абит лучшим настройщиком этого «мозга» в Москве — Яном из RS Tuning. Новый замер на стенде показал мощность 560 л. с. правда, снова лопнул злосчастный масляный насос. Не докрутили 1400 оборотов. К следующему сезону Семен планирует поднять мощность двигателя, чтобы улучшить свое время на квотере.